Данная статья подготовлена Вадимом Кирсановым, иван-чайным исследователем, специально для сайта Союза Производителей иван-чая. Здесь приведен субъективный анализ доступных исторических данных, оценка текущей ситуации на рынке и сформулированы цели по дальнейшему развитию иван-чайной индустрии в России.
Начиная с 90-х годов XX века вокруг иван-чая было придумано некоторое количество легенд, которые не имеют документального подтверждения. В поисках этих доказательств многие люди, интересующиеся данной темой, пытались найти информацию в разнообразных литературных источниках и документах того времени. Одна из наиболее известных работ о чайной торговле XIX столетия - это работа А.П.Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах», изданная 1892 году.
И вот в поисках информации о величии иван-чая, ищущий человек, прочитав ряд цитат из этой работы, испытывает глубочайшее разочарование. Про иван-чай, или копорский чай, там написано довольно много, но в разделе о фальсификации чая. Иногда это разочарование перерастает в отрицание не только блестящих легенд и мифов, но и в целом наличия какого бы то ни было существенного производства кипрейного напитка. А то, что производилось, полностью записывается в неудобоваримый суррогат, мерзкий на вкус. Странно, что нередко этому подвержены даже те, кто из собственного опыта знает, что из иван-чая можно делать замечательный, вкусный и полезный напиток.
Но не нужно торопиться с негативными выводами, давайте изучим работу Субботина более вдумчиво. Ведь нужно учитывать, что этот автор имел несколько ангажированную точку зрения. Субботин посвятил себя изучению чая из камелии китайской, соответственно его отношение к копорскому чаю изначально было несколько пренебрежительное. Плюс к этому, в его же трудах мы видим подтверждение того, что государство подвергало гонениям иван-чайный промысел, а если государство хочет что-то запретить, оно обязательно постарается это очернить.
Как государев человек и специалист по камелии, Субботин выступает с позиций не лояльного отношения к иван-чайному производству, называет иван-чай (копорский чай, копорку) не иначе как суррогатом, подделкой, а его производство фальсификацией. Однако несмотря ни на что, в его работе можно найти массу фактов и цифр, подтверждающих наличии в России XIX века достаточно масштабных иван-чайных производств. Пусть это не совсем так прекрасно и радужно, как было описано в некоторых иван-чайных легендах, но, тем не менее, говорить о том, что толком ничего не было, а то, что что было, было исключительно ужасным, совершенно неправильно. Действительно иван-чай нередко продавали под видом китайского и производили как дешевый его заменитель. Но если бы он был так плох, как некоторые пытаются это представить, вряд ли бы это приняло такие масштабы и продолжалось в течение целого века. Думаю, если бы не было гонений со стороны государства, а, наоборот, была бы проявлена хотя бы минимальная поддержка, мы бы сейчас имели бы настоящую национальную гордость, общеизвестный традиционный русский напиток и множество производств по всей стране.
Что касается разных ужасных рецептур, приводимых Субботиным, с использованием болотной земли и т.п., нужно понимать, что производство иван-чая было делом криминальным, а значит могло привлекать к себе разного рода негодяев, действительно готовых делать не пойми какой продукт ради быстрой наживы, но это вовсе не означает, что весь чай был таковым. Так же, возможно, Субботину предоставили не совсем точную информацию, а может быть ему, как любому автору, хотелось произвести впечатления на читателя, а соответственно кое-что приукрасить. На это кстати указывают и некоторые технические несуразности в описании технологии заготовки, которые подмечает опытный глаз.
Итак, на основании изучения работы Субботина, предполагая каких взглядов придерживался этот автор и какой была на тот момент государственная точка зрения, пролоббированная финансово заинтересованными особами, приближенными к высшей власти Российской Империи, я делаю ряд выводов о том, как же развивалось иван-чайное дело в России. Далее привожу выдержки из текста обсуждаемой монографии.
Далее подтверждение экспортных поставок. Конечно, легенды о том, что вся Европа только копорский чай и пила, несколько преувеличены, но, тем не менее, копорка туда поставлялась и в немалом объеме, отгрузка шла железнодорожными вагонами. Но, опять же, государство это не поддерживало, поэтому это был контрабандный товар.
Еще у Субботина можно найти упоминание о том, что огромное количество продаваемого в те времена чая, представляло собой смесь китайского и копорки, а понять на вкус где чай смешанный, а где нет, было не так просто.
Да, Субботин называет иван-чай суррогатом и говорит о том, что он использовался для фальсификации китайского чая.
Ну и что? Конечно дельцы использовали возможность продавать задорого то, что можно получить за копейки. Что в этом удивительного? Это только подтверждает, что вкусовые характеристики иван-чая близки к вкусовым характеристикам камелии китайской. Цитата: "Между этими суррогатами попадаются такие, которые при своей дешевизне способны доставить свою долю вкусового наслаждения". То есть тут даже Субботин признает, что вкусный копорский чай имел место быть. И хочется напомнить, что слова суррогат изначально не имеет негативного оттенка, оно означает всего лишь замену чего-либо.
Да, Субботин говорит о том, что по сути производство копорки было криминальным промыслом.
Естественно, если государство встало на сторону купцов - завозчиков и начало принимать запретительные законы, производители отечественного чая оказались в теневом секторе рынка. И это объясняет то, что среди копорки, как в любом криминальном бизнесе, нередко попадались действительно некачественно сделанные партии товара.
Субботин приводит какую-то жуткую рецептуру производства, которая включает в себя добавления в чай болотной земли.
Конечно, в криминальном бизнесе полно негодяев, которые ради сиюминутной прибыли готовы на что угодно. Возможно даже кто-то из них и делал что-то подобное. Но это не означает, что весь копорский чай делался таким образом. Я считаю маловероятной ситуацию, когда на протяжении всего 19 века производится и продается сотнями тонн чай, сделанный из болотной земли. При этом на вкус и внешний вид его не могут отличить от качественного китайского чая. Тем более мы же знаем, что сделать хороший качественный иван-чай не так уж и сложно, так зачем массово производить исключительно барахло? Считаю, что данный пример приведен Субботиным для того, чтобы поразить читателя, и подобные жуткие технологии если и были (что не факт), не имели массового характера, так как в них нет смысла.
А вот еще одно интересное наблюдение. Часто в различных источниках упоминается рецептура производства копорки, завезенная из Китая помещиком Савеловым. Примерно следующего характера – лист ошпаривается кипятком в корытах, затем перетирается, затем высушивается в печи. Сейчас иван-чай делается совсем по-другому. Мы сейчас, в основном, делаем ферментированный черный (красный) чай, тут же в чистом виде рецептура зеленого чая. Сначала Ша Цин (убийство зелени при помощи высокой температуры), потом смятие/скручивание для выгона сока на поверхность листа, потом сушка. Напомню, что к черному ферментированному чаю мы привыкли только в 20 веке, он производится в Индии. В Китае его производят мало, здесь в большинстве своем производится зеленый чай. Так как в 19 веке поставки были из Китая, а не из Индии, надо полагать, что и чай этот был в основном зеленый. Я делал иван-чай по технологии зеленого чая и могу сказать, что он очень похож на китайский. Сейчас есть некоторые производители, делающие иван-чай по этой технологии, у многих получается замечательнейший напиток, отличить который от китайского неспециалисту будет непросто. Предполагаю, что та самая копорка была сделана по рецептуре зеленого чая. Известно, что зелёные чай отличаются более нежными, изысканными, цветочными нотами, это в полной мере относится и к чаю из кипрея узколистного, приготовленного по такой технологии. Узнать том, какой чай предпочитали в России 19 века, можно из русской литературы того периода. Далее цитата из произведения «Фрегат Паллада» Гончарова И.А.. Том второй: Шанхай.
Отрывок (про чай).
«…На другой день, 28 ноября (10 декабря) утром, встали и пошли… обедать. Вы не поверите? Как же иначе назвать? В столовой накрыт стол человек на двадцать. Перед одним дымится кусок ростбифа, перед другим стоит яичница с ветчиной, там сосиски, жареная баранина; после всего уж подадут вам чаю.
Это англичане называют завтракать. Позавтракаешь — и хоть опять ложиться спать.
«Да чай это или кофе?» — спрашиваю китайца, который принес мне чашку.
«Tea or coffee», — бессмысленно повторял он. «Tea, tea», — забормотал потом, понявши.
«Не может быть: отчего же он такой черный?» Попробовал — в самом деле та же микстура, которую я, под видом чая, принимал в Лондоне, потом в Капштате. Там простительно, а в Китае — такой чай, заваренный и поданный китайцем!
Что ж, нету, что ли, в Шанхае хорошего чаю? Как не быть! Здесь есть всякий чай, какой только родится в Китае. Всё дело в слове «хороший». Мы называем «хорошим» нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называются здесь пекое (pekoe flower).
Англичане хорошим чаем, да просто чаем (у них он один), называют особый сорт грубого черного или смесь его с зеленым, смесь очень наркотическую, которая дает себя чувствовать потребителю, язвит язык и нёбо во рту, как почти всё, что англичане едят и пьют. Они готовы приправлять свои кушанья щетиной, лишь бы чесало горло. И от чая требуют того же, чего от индийских сой и перцев, то есть чего-то вроде яда. Они клевещут еще на нас, что мы пьем не чай, а какие-то цветы, вроде жасминов.
Оставляю кому угодно опровергать это: англичане в деле гастрономии — не авторитет. Замечу только, что некоторые любители в Китае действительно подбавляют себе в чай цветы или какие-нибудь душистые специи; в Японии кладут иногда гвоздику. Кажется, отец Иоакинф тоже говорит о подобной противозаконной подмеси, которую допускают китайцы, кладя в черный чай жасминные, а в желтый - розовые листки.
Но это уж извращенный вкус самих китайцев, следствие пресыщения. Есть и у нас люди, которые нюхают табак с бергамотом или резедой, едят селедку с черносливом и т. п. Англичане пьют свой черный чай и знать не хотят, что чай имеет свои белые цветы.
У нас употребление чая составляет самостоятельную, необходимую потребность; у англичан, напротив, побочную, дополнение завтрака, почти как пищеварительную приправу; оттого им всё равно, похож ли чай на портер, на черепаший суп, лишь бы был черен, густ, щипал язык и не походил ни на какой другой чай. Американцы пьют один зеленый чай, без всякой примеси.
Мы удивляемся этому варварскому вкусу, а англичане смеются, что мы пьем, под названием чая, какой-то приторный напиток. Китайцы сами, я видел, пьют простой, грубый чай, то есть простые китайцы, народ, а в Пекине, как мне сказывал отец Аввакум, порядочные люди пьют только желтый чай, разумеется без сахару.
Но я — русский человек и принадлежу к огромному числу потребителей, населяющих пространство от Кяхты до Финского залива, — я за пекое: будем пить не с цветами, а цветочный чай и подождем, пока англичане выработают свое чутье и вкус до способности наслаждаться чаем pekoe flower, и притом заваривать, а не варить его, по своему обыкновению, как капусту…»
*****************************************************************
Отвечая на вопрос – «Где же упоминания в русской литературе русского чая?» можно подметить вот какой момент. Изучая материалы, я пришел к выводу, что чай в те времена продавался несколько иным образом, чем сейчас. Это были сорта (бленды, миксы), делали которые и названия им придумывали сами чаеторговцы, чайные дома. Из чего составлялся такой микс покупатели толком не знали, да похоже и не особо заморачивались по этому поводу, больше ориентировались на имя продавца, ну и на вкус. Именно поэтому так мало конкретики по сортам чая в литературе и мало информации по иван-чаю. Очень часто покупатели даже не знали, что пьют иван-чай, они пили какую-нибудь "Прекрасную розу" от Чайного дома Спиридона Попова и нахваливали. Тем более что, как мы выяснили, русский чай не был в фаворе, а вот заграничные диковинки у нас всегда вызывали восхищение.
Цитирую Субботина: «было исследовано 100 образчиков чая, ценою ниже 2 рублей за фунт, взятых в ста разных чайных магазинах, и в восьмидесяти найдена почти половина примеси копорской травы».
Вы только представьте себе масштабы, 80% чая не из премиум сегмента состояли почти на 50% из иван-чая! Какой торговец (в стационарном магазине, а не на временной точке на ярмарке) станет размешивать 80% товара в самом покупаемом среднем и нижнем ценовом сегменте, болотной землей? Кто из покупателей к нему потом вернется? Что будет с его добрым именем, в век когда все общество друг друга знает и сарафанное радио - самая надежная реклама? Интересно, какая там пропорция была в дорогом сегменте, видимо не стали проверять, чтобы не расстраивать уважаемых людей, богатых покупателей… Далее оригинальный текст:
И кстати, раз уж речь зашла о 50% примеси копорки, получается с тем же успехом можно сказать, что это копорка на 50% была разбавлена китайским чаем, а не наоборот :-)
А вот цитата уже из советской книги с рецептами чая из трав, где как раз можно найти современную рецептуру иван-чая, выпущена она в 1942 году. Написал ее профессор Иван Владимирович Палибин, директор Ленинградского ботанического сада, 1871 года рождения (т.е. знает о чем пишет). Книга называется— «Чай и кофе из культурных и дикорастущих растений Ленобласти».
Соглашусь с профессором Палибиным и подведу итог.
Мой ключевой вывод — в 19 веке в России было народное иван-чайное производство, государством оно не поддерживалось, но, несмотря ни на что, было развито. Чай из кипрея был широко распространен и пользовался спросом, в том числе осуществлялись и поставки заграницу. Конечно, история копорского чая в России тесно связанна и историей китайского чая, я бы даже сказал неотделимо, иван-чай и китайский чай покоряли Россию вместе, в одном купаже.
Что касается вкусовых характеристик, те, кто пробовал качественно приготовленный иван-чай, знает, что во вкусе он не уступает китайскому чаю. Какой была на вкус та самая копорка доподлинно из нас никому не известно, но я не вижу объективных причин, почему бы ей не быть на вполне высоком вкусовом уровне. Тем более, у того же Субботина, мы встречаем информацию о том, что копорка продавалась и как самостоятельный чай, без смеси с китайским. Хотя безусловно, были и осознано некачественно приготовленные партии копорки, которые делались исключительно для сиюминутной наживы.
Ну а о пользе иван-чая нам уже рассказали современные ученые, фито-терапевты, изучающие это растение и дающие ему самые блестящие характеристики. Доктора медицинских наук, профессора Лесиовская Е.Е, Корсун В.Ф., Барнаулов О.Д. - эти и другие авторитетные ученые, медики рассказывают нам о множестве полезных свойств, которым обладает кипрей узколистный (иван-чай). То, что это продукт весьма полезный, можно сказать с уверенностью, тому есть масса подтверждений и не только от ученых. Кто-то избавляется от многолетней аллергии, у кого-то выравнивается артериальное давление, у многих сильно снижается склонность к простудным заболеваниям. Все это и многое другое можно прочитать в отзывах людей, перешедших на регулярное употребление иван-чая.
Конечно и на эту тему тоже можно встретить спекуляции, иногда иван-чай пытаются представить как панацею от всего на свете. Это, конечно, тоже перебор, но, тем не менее, то, что это продукт весьма полезный, можно сказать с уверенностью.
А теперь несколько слов о нынешнем положении дел. Иван-чай в России, безусловно, переживает второе рождение. Многие из тех, кто имеет такую возможность, занялись самостоятельной заготовкой и обработкой кипрея узколистного для собственных нужд. Так же появились производства малого и среднего масштаба, для промышленной заготовки иван-чая. Конечно и в наше время встречаются дельцы, желающие получить легкие деньги, не вникающих в технологию и производящие продукт низкого качества. Но многие из тех, кто решил заняться производством иван-чая в наши дни, сделали это именно потому, что захотели возродить любовь русского человека к чайному застолью, к родным травам. И они делают своё дело с любовью и трепетным отношением к результату. Именно таких производителей собирает в свои ряды Союз Производителей иван-чая.
Иван-чай сегодня, вероятно, сильно отличается от той копорки, которая была в XIX веке, причем в лучшую сторону. На производствах чая используются современные гигиенические стандарты, применяются технологии, подкрепленные научными исследованиями, используется опыт производителей чая из других стран.
При этом русский травный чай еще и выгодно отличается от своих зарубежных собратьев тем, что для его производства используются в основном дикорастущие травы, а это значит никаких гербицидов, пестицидов, нитратов и других нездоровых примесей в русском иван-чае нет.
В ХIХ и в начале ХХ века чаепитие в России было неотъемлемой частью культуры и быта. Чай пили повсеместно, в больших количествах, как богатые, так и бедные слои населения. Существовало множество чайных и трактиров, основным предназначением которых было - подавать чай. Русское чайное застолье имело свои обычаи, традиции, порядки, правила. Союз производителей иван-чая ставит своей задачей возрождения чайных традиций в России.
Так получилось, что в XIX веке производство русского чая не нашло поддержки со стороны государства, а в ХХ столетие практически были утрачены традиции русского чаепития.
На новом витке исторической спирали нужно возродить не просто русские чайные традиции, нужно сделать акцент на чае из отечественных трав. Русская чайная церемония должна быть воссоздана в XXI веке, но уже на новом уровне, соединив в себе старинные традиции и современное понимание здорового образа жизни. Нужно приложить максимум усилий, чтобы к нам не просто вернулось чайное застолье, но и центральное место в нашем чаепитие заняли бы чаи из наших родных трав. Таким образом мы сможем устранить историческое недоразумение, иван-чай должен занять место главного русского чайного напитка на законных основаниях, не скрываясь под личиной заморских, тропических собратьев.
Опираясь на исследования современных ученых-фитотерапевтов, взяв за основу традиции чаепития, сформированные нашим народом в прошлые века, а также учитывая заинтересованность современного общества в натуральных продуктах, дарованных нам природой, не подвергшихся химической обработке при выращивании и на производстве, мы должны популяризировать чай из русских трав, прежде всего иван-чай и русское чаепитие. Делать это нужно как внутри страны, так и на международном уровне.
Наша задача - это появление нового национального продукта, имя которого будет известно во всем мире и будет прочно ассоциироваться с Россией. Создание иван-чайной индустрии даст огромное количество рабочих мест, причем учитывая специфику распространения этого растения, это будет преимущественно в северных регионах нашей страны, которые остро нуждаются в экономическом развитии. Ну а повсеместное внедрение культуры регулярного пития иван-чая, среди широких слоев населения, будет способствовать повышению общего уровня здоровья наших сограждан.
Русское чаепитие должно совместить в себе старинные традиции и современное понимание здорового образа жизни.
Мы считаем, что появление иван-чайной индустрии в России, положительным образом отразится на экономике страны, на здоровье населения и на имидже государства. Надеемся, что создание такой индустрии, найдет поддержку у народа России, в госструктурах и у высшего руководства страны.
Вадим Кирсанов, январь 2020 год.